Справка о задолженности. Платить, или не платить?

Иногда обращаясь в банк, чтобы узнать о своей задолженности по кредиту, мы слышим от  работников банка, что за справку нужно заплатить. Размер оплаты в каждом банке разный, но независимо от его размера законность, или незаконность взимания платы не меняется.

Давайте попробуем разобраться, имеет ли право банк от нас требовать плату, или же он обязан бесплатно предоставлять такую информацию.

И начнём мы с пункта 14 Информационного письма ВАС № 146, в котором сказано:

«Условие кредитного договора о взимании банком платы за выдачу справок о состоянии задолженности заемщика-гражданина по кредиту противоречит закону и нарушает права потребителя.»

И поскольку речь идёт именно об отношениях банка с Заёмщиком – потребителем, то продолжим.

И в чём же нарушение прав потребителя?

Банк, требуя оплаты, утверждает, что выдавая справку о состоянии задолженности он оказывает Заёмщику услугу и значит эта услуга должна быть оплачена.

Но так ли на самом деле?

По смыслу абзаца четвертого пункта 2 статьи 10 Закона «О защите прав потребителей» потребитель всегда имеет право знать о размере своей задолженности перед банком, сумме уплаченных процентов, предстоящих платежах с раздельным указанием суммы процентов, подлежащих уплате, и оставшейся суммы кредита. И это право дан ему по закону, поэтому, поскольку есть право, у банка возникает обязательство (также по закону) предоставить эту информацию Заёмщику – потребителю. А поскольку это обязанность – то плата за выполнение обязательного условия незаконна, поскольку плата противоречит статье 10 Закона  «О защите прав потребителей».

Возможно с вступлением в силу нового закона «О потребительском кредитовании» этот вопрос отпадёт сам собой, ведь в статье 6 Закона сказано:

 «1. В течение срока действия договора потребительского кредита кредитор в течение одного рабочего дня по письменному требованию потребителя обязан бесплатно сообщать ему  сведения о:

1) текущем размере задолженности потребителя с раздельным указанием размера основного долга, процентов, неустоек, штрафов и других сумм, из которых складывается текущий размер задолженности потребителя, сроках платежей по погашению задолженности;

2) размере денежных средств, выплаченных кредитору;

3) лимите кредитования.

Будем надеяться, что так оно и будет и хоть что – то хорошее есть в этом Законе. Я лично, для потребителя, увидел в нём только минусы. Да оно и понятно: уверен, что при обсуждении Закона в зале, где проходило обсуждение, не присутствовали представители из слоёв населения ( а кто их приглашал?), ради которых (исходя из названия) этот закон и писался. Но зато плотно «поработали» представители банков. Но это другая тема и я ещё к  ней собираюсь обратиться.

Кроме того, что банк обязан обеспечить заёмщика информацией на основании закона « О защите прав потребителей», такая же обязанность возложена на него статьёй 408 ГК РФ, в пункте 2 которой говориться: «Кредитор, принимая исполнение, обязан по требованию должника выдать ему расписку в получении исполнения полностью или в соответствующей части». И хотя речь идёт о расписке, обязанность выдачи справки также происходит именно из этой статьи. Ведь справка о состоянии (отсутствии) задолженности есть ни что иное как документ, подтверждающий исполнение Заёмщиком обязательств по кредиту. В полной мере, или частично  - совершенно не важно. И в завершение хочу напомнить вам одно очень важное правило: Если вы полностью оплатили кредит, то что вы должны сделать в первую очередь?

Нет, не банкет в честь такого праздника устроить. И не вздохнуть с облегчением. Хотя и то и другое может быть очень кстати.

В первую очередь – потребуйте от Кредитора справку о том, что  кредит вами оплачен в полном объёме, задолженность отсутствует, и кредитный договор расторгнут. Конечно, банк может эту справку вам выдать не сразу. У всех есть свой регламент и порядок работы. У меня в одном банке документ, подтверждающий расторжение договора предоставили через 45 дней. Как сказал банк – особенности программного обеспечения. Может это и нормально и это не повод для паники. Но в этом случае обязательно держите этот вопрос под контролем. Никогда не верьте работникам банка на слово. Помните, что он просто работник, который завтра может уволиться, и он не будет отвечать за свои слова, а наличие 1 рубля задолженности, которую банк «не заметил» могут обернуться для вас надоедливыми звонками банка, или  каких - нибудь агентств.

                                                                 ©  Сергей http://spor-kredit.ru/.

                                                 Как насчёт тех, кто сидит сзади?         

Для добавления комментария необходимо зарегистрироваться