Печать
Категория: Досудебное
Просмотров: 2277

                                          Претензии

Готовясь написать эту страничку я решил выяснить, какое определение даётся слову претензия. И знаете, я был очень огорчён тем, что на первых позициях этого запроса был следующий ответ:

Претензия — письменное требование, адресованное должнику, об устранении нарушений исполнения обязательства. Документ предусматривается на досудебном этапе урегулирования правового спора.

Сказать, что я не согласен с таким определением, значит просто промолчать. Я не согласен с данным определением уже по тем основаниям, что есть более полное и ёмкое понятие этого слова:

 

Претензия — Требование кредитора, покупателя, заказчика, клиента к должнику, поставщику и т.д. о добровольном урегулировании спора по поводу обнаруженного недостатка в полученном товаре, в выполненной работе или нарушения имущественных прав и интересов.

Вот это более правильно. Кроме того, если посмотреть, кто по факту больше нарушает, так это не должник, а кредитор. Знаете почему? Потому что нарушение должника видно сразу и видно всем. Особенно хорошо это видит суд, ему даже и вдумываться не нужно. Да и сам должник  помогает. Кто  - то не приходит в суд, а кто - то приходит и на вопрос судьи: — Признаёте ли вы долг?— отвечает:— Ну да, долг есть.

  А судье это только и нужно. И сколько бы вы потом не пытались доказать, что ваш долг меньше и не соответствует иску, судья этого уже не услышит. Это не вписывается в его интересы. Но что  - то я отвлёкся, это тема для другой статьи, поэтому продолжим про претензию.

Мы остановились на том, что всем видны нарушения должника. А вот нарушения законов и требований закона к сотавлению договоров, которые повсеместно и в огромных количествах допускают банки - кредиторы, почему - то не замечают. Особенно слепотой в таких случаях страдают судьи, которые читая исковые банков и "изучая" условия договора в упор не замечают нарушений законов. Может быть от нежелания портить статистику и менять сложившуюся судебную практику (ох, как они любят это словосочетание!!!), а может и из - за шелеста купюр (изучая некоторые судебные решения, других причин даже на ум не приходит).  Так вот, судебную практику нужно ломать, осколки её разбрасывать и строить новую. Дело это нелёгкое и самое сложное в этом деле - начать. В большинстве случаев инициатива обращения в суд принадлежит банку. И если в договоре должник обнаруживает незаконные пункты, он может подать встречный иск о незаконности данных пунктов. Но вся проблема в том, что в большинстве своём первые два  - три года оснований для подачи иска не возникает, и когда подаётся встречный иск банк, улыбаясь, заявляет об истечении срока давности по недействительной сделке, а ещё чаще заявляет об оспоримости сделки, что даёт возможность снизить срок исковой давности до 1 года. Как вы думаете: На чьей стороне будет судья? Или у вас в кармане больше шелестит?

Так вот, чтобы у банка и судьи было меньше шансов, нужно как можно раньше начинать спор с банком по поводу незаконных пунктов. Допустим позавчера вы подписали договор и сегодня его прочитали. Вообще, такой ситуации быть не должно, но это в основном именно так. Прочитали, обнаружили незаконные пункты и не откладывая в долгий ящик сели писать претензию. И не бойтесь того, что банк расторгнет с вами договор и потребует возврата кредита ( к слову сказать некоторые банки именно так отвечают на претензии), у них нет никаких оснований для расторжения договора и предьявления требования о досрочном возврате.

В большинстве случаев банк либо вообще не ответит на вашу претензию, либо напишет, что вы сами в добровольном порядке согласились со всеми условиями договора. Любимая их тема "Свобода договора". Некоторые, особо обнаглевшие, ещё и "наедут" обвиняя вас в мошенничестве, нежелании отдавать долги т.п. Ну что можно взять с хамов? Но вам и не стоит рассчитывать на то, что банк, получив вашу претензию сразу же изменит договор и пересчитает всё, что незаконно насчитал.А потом позовёт вас, извиниться и вручит вам украденные у вас деньги.  Такая ситуация будет только тогда, когда мы станем побеждать и когда банкам станет невыгодно нарушать законы. Я конечно оптимист, но пока не до такой степени. 

Поэтому, не дожидаясь вашего следующего вопроса (А какой смысл в этих претензиях?) отвечу:

Претензия нужна для того, чтобы вы смогли обратиться в суд за судебной защитой. Иначе суд ваш иск не примет, поскольку по кредитному договору предусмотрен досудебный (претензионный) порядок разрешения спора. (Кстати, этот порядок должен соблюдаться банком в том случае, когда он заявляет иск о досрочном взыскании долга.)

Претензию отправляете в адрес банка ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Опись и чек обязательно храните для суда, иначе вы не сможете подтвердить, что претензию направляли в банк. Если будете вручать претензию в отделении банка, то обязательно имеете при себе второй экземпляр, на котором требуете поставить дату приёма, подпись лица принявшего документ и печать. Если в этом вам отказывают, или начинают вас убеждать в том, что вы должны подать заявление (претензию) на бланке банка, спокойно говорите  "До свидания" и идёте на почту. Что делать дальше вы уже знаете. Кстати, не всегда нужно поступать именно так. Некоторые заявления можно и на бланке банка подать. Это значительно упрощает работу и сокращает срок рассмотрения (по крайней мере так убеждают банковские служащие). Но когда дело касается претензии - никаких банковских шаблонов.

Надеюсь, что всё понятно и пора приступать к активным действиям. Если есть какие либо вопросы - пишите в комментариях.

                                                                 97%  

 

 

Joomla SEF URLs by Artio